5. Федеральный государственный образовательный стандарт

Что такое ФГОС?

Непонятная и пугающая, на первый взгляд, аббревиатура расшифровывается так: Федеральный государственный образовательный стандарт.  Что же это такое?

 Стандарт (от англ. standard — норма, образец) в широком смысле слова — образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов.

 Стандарт в Российской Федерации — документ,  устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту.

 Образовательный стандарт устанавливает ряд требований к содержанию, структуре и условиям образования детей на разных ступенях обучения.

Стандартизация позволяет дошкольному образованию стать частью общей системы образования. Ставится акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет гендерного подхода при организации педагогического процесса, ориентацию на универсальность и интеграцию содержания дошкольного образования, документ определяет единство требований к выпускнику детского сада для педагогов дошкольного образования и для учителей начальной школы.

В основе Стандарта заложены следующие основные принципы:  сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;  уважение личности ребенка; реализация Программы в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Усвоение и обобщение готовых знаний в настоящее время становится не целью, а одним из вспомогательных средств интеллектуального развития человека. Основной же задачей образования становится обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач.

Стандарт учитывает:

Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, учитывающие особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

 В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

 Современная парадигма образования – переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь».

ФГОС. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. Просмотр.

ФГОС. Дополнительно можно узнать на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации.

О реализации ФГОС в Ханты-Мансийском АО-Югре — на Портале образования и молодежной политики

О реализации ФГОС в Нижневартовске — на Портале образования г. Нижневартовска

Вернуться на страницу «Сведения об образовательной организации».

Вернуться на страницу «Карта сайта»